«Золотая эра хип-хопа» (или «золотой век»; англ. Hip hop’s
«golden age» или «golden era») — так называют период хип-хопа конца 80-х —
начала 90-х годов ХХ века. Журналисты характеризуют его как период
разнообразной и качественной музыки, который оказал огромное влияние на
развитие культуры в целом. В творчестве артистов прослеживаются
темы афроцентризма, политической активности, музыка преимущественно создаётся с
помощью семплирования уже существующих записей, отличается некой эклектичностью
звучания. Наиболее ассоциируемыми с этим выражением исполнителями
являются Public Enemy, Boogie Down Productions, Eric B. & Rakim, De La
Soul, A Tribe Called Quest и Jungle
Brothers. Релизы этих коллективов сосуществовали
и были более коммерчески выгодными чем ранние исполнители гангста-рэпа (такие
как N.W.A), секс-рэпа (2 Live Crew), и «party-oriented» музыки (Kid 'n Play и
DJ Jazzy Jeff & The Fresh Prince).
Стиль
Золотой век известен своим новшеством — это время, «когда
казалось, что каждый новый сингл заново изобрел жанр» согласно журналу Rolling
Stone. «Что касается хип-хопа в его золотом веке», — говорит главный
редактор журнала Spin Sia Michel, — «было очень много важных, инновационных
альбомов, выходящих точно вовремя». Sway Calloway с MTV добавляет:
«Особенность того великого периода заключается в том, что ничего не было
изобретено. Всё только изучалось, и всё было инновационным и новым».
Писатель William Jelani Cobb: «К эре, которую они провозгласили достойной
звания „золотой", привело огромное количество появившихся стилистических
новшеств… в эти золотые годы, критическая масса этих микрофонных чудес
буквально создавала сама себя и одновременно с этим — свою художественную
форму».
Эта эра также обеспечила некоторые из наиболее выдающихся
достижений в технике рэпа — Kool G Rap, во вступлении к книге How to Rap,
заявляет относительно золотой эпохи: «Эта эпоха воспитала таких рэперов как Big
Daddy Kane, KRS-One, Rakim, Chuck D… <…> их способности и умение чтения
рэпа — эти парни феноменальны!»
Многие из выдающихся исполнителей хип-хопа находились в
наивысшей точке своего творческого развития — Allmusic утверждает, что золотая
эра «свидетельствует о лучших записях от нескольких наиболее выдающихся рэперов
в истории жанра… Преимущественно базирующаяся в Нью-Йорке, золотая эра
характеризуется скелетными битами[неизвестный термин] (англ. skeletal beats),
украденными из хард-рока и соул-композиций семплами, и жёстким дис
рэпом[неизвестный термин] (англ. tough dis raps)… Рифмоплёты вроде Chuck D, Big
Daddy Kane, KRS-One, Rakim и Public Enemy практически изобрели сложную игру
слов и лирическое кунг-фу дальнейшего хип-хопа».
Довольно частым был акцент на чёрном национализме —
исследователь хип-хопа Michael Eric Dyson утверждает, что «на протяжении
золотого века хип-хопа, с 1987 до 1993, афроцентристский и
чёрно-националистический рэп был выдающимся». Критик Scott Thill замечает:
«золотой век хип-хопа, конца 80-х и начала 90-х, когда форма наиболее умело
объединяла воинственность их предшественников — Черных Пантер и Watts Prophets
с широко открытым культурным экспериментализмом De La Soul и других».
Стилистическое разнообразие также было выдающимся — MSNBC
пишет о золотой эпохе: «у рэперов был индивидуальный звук, который был
определён их местом проживания и окружением, а не маркетинговой
стратегией». The Village Voice также отмечает «эклектизм» золотого
века.
Период
Разные источники указывают разные временные рамки золотой
эры хип-хопа. Rolling Stone ссылается к «золотому веку рэпа '86-'99», MSNBC
утверждает: «„Золотой век" музыки хип-хоп: 80-е и 90-е».
Некоторые источники называют поздние 1980-е и 1990-е
полностью. К ним относятся: The New York Times: «золотой век хип-хопа — поздние
1980-е и 1990-е»; Allmusic пишет: "золотая эра хип-хопа ограничена с
одной коммерческим прорывом Run-D.M.C. в 1986 году с одной стороны, и взрывом
популярности ганста-рэпа, связанным с альбомом Dr. Dre «The Chronic» в 1992
году с другой; в книге Contemporary Youth Culture «эра золотого века»
приписывается периоду 1987—1999, наступившему после «эры Old School: с 1979 до
1987». Эд Саймонс, участник группы The Chemical Brothers говорит, «золотая
эра хип-хопа была в начале 1990-х, когда Jungle Brothers записали „Straight Out
the Jungle", а De La Soul выпустили „Three Feet High and Rising"» (хотя эти
записи были сделаны в 1988 и 1989 годах соответственно).
Музыкальный критик Тони Грин, в книге Classic Material
ссылается на двухлетний период 1993—1994 как на «второй Золотой Век», в котором
представлены влиятельные и высококачественные альбомы, использующие
классические элементы недалёкого прошлого — драм-машина E-mu SP-1200,
скретчинг, отсылки к хитам хип-хопа старой школы и «tongue-twisting triplet
verbalisms» — пока становится ясно, что были выбраны новые направления. Грин
включает в список релизов такого рода такие альбомы как Enter the Wu-Tang (36
Chambers) (Wu-Tang Clan), Illmatic (Nas), Buhloone Mindstate (De La Soul),
Doggystyle (Snoop Dogg), Midnight Marauders (A Tribe Called Quest) и
Southernplayalisticadillacmuzik (OutKast).
Окончание эпохи
Окончание «золотого века» хип-хопа традиционно относят к
1993 году, когда выпустил свой дебютный альбом Snoop Dogg, и начался
коммерческий взлет джи-фанка. В это время хип-хоп Западного побережья переживал
расцвет своего развития; это вызывало недовольство рэперов с Востока, однако
переломить ситуацию им удалось позже, с выходом релизов «Illmatic» и «Ready to
Die».
Влияние эпохи
Во время «золотого века» появились следующие жанры
хардкор-рэп
гангста-рэп
джи-фанк
мафиозо-рэп
джаз-рэп
поп-рэп
рэп-рок
Наиболее известные артисты
По мнению ряда источников, таких как Rolling Stone, The
Village Voice, Pittsburgh Post-Gazette, Allmusic, The Age, MSNBC и писателя
William Jelani Cobb, ключевыми исполнителями золотой эры хип-хопа
являются: